Как сотрудники обманывают системы учёта рабочего времени

26-11-2021

Основа порядка и дисциплины в любой компании - это точный и строгий учёт рабочего времени. В том случае, когда персонал компании знает, что нарушения распорядка рабочего дня (от опозданий до прогулов) фиксируются и санкционируются, он (персонал) не будет стремиться нарушить правила или искать обходные пути. Следовательно, Системы Учёта Рабочего Времени (СУРВ) и их внедрения становятся для руководителей – важным аспектом деятельности в фирме.

Стандартное и самое простое (на первый взгляд) решение – человеческий контроль. Специальный сотрудник или сотрудник ЧОП (на проходной) самостоятельно отмечает в журнале учёта время прихода и ухода с работы сотрудников. Да, такой подход можно самым простым с минимальными изменениями (доплата сотруднику) и наименьшим саботажем со стороны коллектива: я хожу, меня записывают, всё очень просто. Но у этого решения есть минус, который, пожалуй, перевешивает всю простоту и дешевизну - человеческий фактор. Личные договорённости, невнимательность, путаница, забывчивость, “несуществующие смены” – проконтролировать корректность заполнения табеля практически невозможно.

С точки зрения затрат и результата такой контроль нерационален. Это сегодня замечает всё больше организаций и постепенно переходит на автоматизированные решения, которые обеспечивают высокую эффективность учёта рабочего времени сотрудников. О таких системах мы уже рассказывали в этой статье, но напомним, что к ним относят СКУД, биометрический контроль, трекеры и специальное корпоративное ПО. В этой статье мы рассмотрим, как чаще всего стараются обмануть такие системы и как это присечь.

1. СКУД.

СКУД (Система Контроля и Управления Доступом) – сегодня это самое распространенное средство автоматизации учёта рабочего времени. Однако, это не самое эффективное решение из-за большого количества слабых мест.

В стандартном виде СКУД – это магнитные ключ-карты, выдаваемые всем сотрудникам, и считыватели, устанавливаемые на входе в здание или офис. Принцип работы прост: сотрудник прикладывает карту к устройству, получает доступ в помещение, а в программе отмечается время прихода на работу.

Преимущество системы – она очень простая простота. Но как прост СКУД, так же легко его и обмануть. Сотрудники передают свои карты коллегам, которые фиксируют фантомный выход на работу, чтобы избежать санкций за опоздания. А если умышленно забыть или потерять ключ-карту, то руководителю придётся вручную вносить данные в отчёт, достоверность которых может вызывать сомнения.

Кроме того, СКУД – это регулярные непредвиденные расходы для компании, установившей такую систему: ключ-карты теряются, размагничиваются или просто изнашиваются, а терминалы и турникеты требуют регулярного обновления или ремонта из-за частого использования сотрудниками.

2. Биометрический контроль по отпечатку пальца

Биометрия сейчас набирает популярность, поскольку на первый взгляд кажется совершенной версией СКУД-а. Резонный вопрос “как обмануть биометрию по отпечатку пальца”, на первый взгляд, кажется больше риторическим. Простой работник - это не спецагент из кино, чтобы делать ложные слепки или искусственные отпечатки.

Но реальность оказывается весьма кинематогрофичной. В 2002 году японский криптограф Цутому Мацумото выпустил руководство, позволяющее создать качественный слепок отпечатка пальца в домашних условия, применяя обычные бытовые вещи: клей, желатин, графит от карандаша. Метод “ушел в тираж” и способом Цутому пользуются по сей день для обхода биометрии.

В 2014 году на конференции хакеров Chaos Communication Congress участники продемонстрировали настоящий слепок отпечатка пальца министра обороны Германии, созданный на основе качественных фото из интернета. В общем, обмануть биометрику по отпечатку пальца можно. И это даже не слишком сложно.

3. Биометрический контроль по сканированию лица

Биометрия лица кажется ещё более совершенным методом, если сравнивать с отпечатком пальца. Увы, этот вариант тоже довольно успешно обходят, только обход становится более сложным, комплексным и дорогим.

Вот только некоторые варианты:

  • Биометрия радужной оболочки глаза: в большинстве случаев хороший фотоаппарат с линзой не менее 200 мм идеально воспроизводит все особенности сетчатки глаза и такое качественное фото считывается сканером.
  • Вариант дороже, но изысканней – заказать контактные линзы с нужным рисунком радужной оболочки.
  • Видеоконтроль уже давно обманывается технологией DEEP FAKE, когда создается видео, заставляющее воспринимать видеоряд как реальность.
  • Также контроль по сканированию лица можно обмануть с помощью 3D-маски. Учитывая, что профессиональные фотоаппараты (впрочем, как и 3D-сканеры) и 3D-принтеры редкостью не являются, сделать маску не слишком сложно.

Ненадёжность биометрической защиты в 2018 году подтвердили журналисты Forbes. Они провели исследование эффективности распознавания лиц на ТОПовых моделях смартфонов. 3D-маска в 80% помогла разблокировать устройство.

4. Тайм-трекер

Тайм-трекер – программа, фиксирующая начало, завершение работы за ПК, мониторящая активность сотрудника в течение дня. Такие сервисы просты в освоении и не требуют от сотрудников погружения в работу приложения. простое ПО и многие руководители считают его достаточно действенным. Да, и здесь тоже существуют многочисленные способы обмана тайм-трекера, поражающие своей хитростью, но быстро вычисляемые:

  • Запуск любой рабочей программы и прикрепление к мышке любой детской игрушки, чтобы мышь регулярно двигалась.
  • Можно запустить Word, 1C или Excel, минимизировать размеры окна приложения, а дальше включить кино или заниматься чем-то другим, бездельничая.
  • Покупка скрипта или ПО для имитации деятельности на ПК.

Такие подходы изобретательны, но быстро разбиваются с помощью пары функций у сервисов учёта рабочего времени.

Сервис “Учёт Рабочего Времени” от Angiga решает проблему “обмана” с помощью функции скрининга экрана рабочего стола сотрудника и записи всех действий на рабочем месте. Таким образом, руководитель получает возможностью получить “запись рабочего дня” в формате ускоренного ролика с возможностью посмотреть конкретное время состояние рабочего стола. Если в течение некоторого дня мышка только двигается, но при этом не производится никаких действий сотрудника (не печатается текст, не совершаются звонки в телефонии, не выполняются рабочие задачи и т.д.), то у руководителя могут возникнуть вопросы к производительности и эффективности сотрудника.

Кроме того, если в “УРВ” сотрудник поставил перерыв/обед, то при попытке заняться не рабочими делами на компьютере не получится - сервис всё время будет “всплывать” и перекрывать рабочий стол, пока режим обеда/перерыва не будет выключен.

“Учёт Рабочего Времени” от Angiga с высокой точностью регистрирует фактическое начало и завершение рабочего дня, паузы, бездействие и опоздания. Программа предоставляет достоверные данные по учёту рабочего времени, и при этом анализирует, как работает сотрудник.

Вход

Ещё нет аккаунта ANGIGA? Оставьте заявку и наши менеджеры вас зарегистрируют!