Как оценить эффективность работы сотрудников?

29-03-2022

Как оценить эффективность работы подчиненных? Вопрос, который задает себе любой руководитель. Ведь если упустить из внимания свою команду, то:

  • начинается прокрастинация;
  • нерационально расходуются силы на поставленные задачи (можно взять работу, с которой сложно справиться и без контроля вероятность провала только повышается);
  • замедление прогрессии и стагнация как специалиста: взяться за простую работу, сделать её довольно быстро и тратить остальное время на отдых.

В любом случае – результат будет закономерным: потеря денег, поскольку ресурс сотрудников расходуется нерационально. В этой статье мы разберем, как оценить эффективность работы сотрудника и какие выводы из этой оценки сделать.

Методы оценки эффективности сотрудников

В оценке эффективности работы сотрудников выделяют ряд методов, но в широком смысле эти методы делятся на две больших группы:

  • оценка эффективности по результату;
  • оценка эффективности по процессу.

Каждый такой метод имеет как достоинства, так и недостатки, которые необходимо учитывать при оценке эффективности.

Эффективность по результату

Простая и понятная система: постановка задачи сотруднику и обозначение конечного результата. Если сотрудник справляется с задачей, то всё хорошо. Если нет, плохо. Наиболее часто данный метод используется в формате работы по KPI.

Плюсами такого подхода можно считать:

  1. Прозрачность. Сотрудник знает задачу, руководитель знает конечный результат.
  2. Простота. KPI достигаются, либо нет. Премия тоже рассчитывается по ним, через простую формулу процента.
  3. Лояльность. Оценка по KPI понятна и к ней все давно привыкли.

Главным минусом можно считать, что KPI на отображает реальных возможностей специалистов компании в работе над собой. Например, сотрудник с большим потенциалом выполняет свой KPI и тратит на это 40% рабочего времени, а оставшиеся 60% просто отдыхает. Об этом сложно узнать, ведь отчеты в порядке, а значит нет возможности подумать над повышением вовлеченности и повышением отдачи от работника.

Кроме того, жёстко закреплённые критерии оценки эффективности сотрудников хороши только в том случае, если они адекватно соответствуют возможностям персонала. А для определения этих возможностей неплохо было бы собрать данные по рабочему процессу.

Эффективность работы по процессу

Если в первом случае (при KPI) руководитель смотрит на то, как сотрудники справились со своей работой, то в этом случае внимание концентрируется на том, КАК сотрудник справлялся со своей работой. Сколько времени тратится на тот или иной процесс, насколько быстро справляются с конкретными задачами и сколько прокрастинируют.

В среднем сотрудник тратит на работу только 60% своего рабочего времени. Оставшееся время уходит на все сопряженные с офисной работой действия: перерывы, перекуры, общение с коллегами и т.д. Как правило, сотрудники работают в таком режиме не по злому умыслу – во-первых, так устроена психика человека (мозг человека не может концентрироваться на работе в течение 100% рабочего времени), во-вторых, к подобному распределению ресурсов часто подталкивает сложившаяся в организации атмосфера. По сути, прокрастинация – неизбежное зло, но это не значит, что с ним нельзя бороться.

Руководитель может использовать разные методы повышения вовлеченности, причём штрафы за безделье – это далеко не главный инструмент. Гораздо лучше будет сформировать такие условия труда, которые сами по себе подтолкнут специалиста работать больше и становиться лучше.

Самое простое: упростить рутинные процессы. Например, можно найти, какие задачи требуют больше всего времени, и оптимизировать их. Сдвинуть официальное время перекуров так, чтобы оно всех устраивало. Перераспределить задачи, чтобы каждый сотрудник работал над тем, что ему интересно.

Чтобы предпринять все эти действия, руководителю необходимо наблюдать за процессом работы. В этом помогают системы мониторинга работы сотрудников. Например, “Учёт Рабочего Времени”, который фиксирует всю активность специалиста за компьютером, с помощью записи экрана рабочего стола.

Какие методы оценки эффективности сотрудников лучше использовать

Лучше всего использовать оба метода :

  • рассчитывайте основную зарплату и премии с помощью KPI;
  • назначайте дополнительные вознаграждения – возможно, нематериальные – за сохранение высокой продуктивности в “УРВ”;
  • используйте статистику “Учёта Рабочего Времени” для того, чтобы держать руку на пульсе: искать возможности для роста сотрудников, избавляться от слишком трудоёмких процессов – например, через автоматизацию.

При таком подходе вы получаете комплексный контроль над эффективностью работы своих сотрудников, а также используете полученные данные на максимум.

Вход

Ещё нет аккаунта ANGIGA? Оставьте заявку и наши менеджеры вас зарегистрируют!