Слив топлива: чем опасны махинации с ГСМ для автопарков?
Автопарк компании - это важнейший аспект большинства бизнесов: от логистических и транспортных компаний до служб доставки и снижение издержек, особенно по ГСМ, является критически необходимым действием. Часто собственник бизнеса или руководитель транспортного отдела может видеть такую картину: расходы на ГСМ растут, но эффективность работы либо не меняется, либо вовсе падает. Наиболее очевидный вывод: кто-то сливает топливо и это следует пресечь. В этой статье мы разберем, какие бывают махинации с ГСМ в компаниях и чем они опасны для компании?
Проблема №1: “ОЧЕВИДНАЯ”
Слив топлива = снижение прибыли компании.
В компании с личным автопарком топливо, к сожалению, является самым слабозащищенным продуктом от краж. А вкупе с тем, что ГСМ являются первой статьей расходов по автопарку, то можно сделать вывод, что топливо напрямую влияет на экономическую стабильность предприятия. Так, исследования рынка автоперевозчиков говорят, что более 30% от всего бюджета компания тратит на топливо.
Российские автоперевозчики и вовсе теряют до 40% прибыли на стоимости горючего. Самая распространенная и очевидная причина - незаконный слив топлива. В условиях нестабильности и пандемии, компании увеличивают свои расходы: рост цен на бензин практически не тормозит, а водители с помощью топлива пытаются компенсировать сокращение зарплаты или завышенные KPI.
3 способа проверки водителей
Отсутствие контроля расхода топлива в компании - это практически стопроцентная вероятность воровства горючего. Как в этом убедиться? Для начала следует изменить принцип проверки водителей.
Анализ топливной карты.
Сделайте проверки и анализ информации с топливных карт регулярными. Водитель постоянно заправляется на АЗС вне своего маршрута? Заправки превышают объем бака и не соответствуют расходу? Водитель совершает несколько заправок за день в течение пары часов? Стоит обратить на это внимание.
Сверка пробега с маршрутами
Сравните данные пробега по путевым листам ваших водителей и таблицам учетом рейсов за конкретную дату. Контроль за сотрудником стоит усилить, если расхождение по показателям становится выше 10%.
Регулярный разрыв по данным говорит о том, что водитель «накручивает» одометр в целях повышения мнимого расхода.
Проведение тестовых рейсов
Руководитель или заинтересованный специалист (руководитель службы доставки, сотрудник отдела снабжения) получает задачу на совместные выезды с водителем в рейс фиксацию расхода топлива. После таких рейсов можно сравнить фактический расход для конкретной машины с тем, что указывает водитель. Если показатели тестовых рейсов значительно ниже — будьте уверены, что топливо сливается.
Данные способы хорошо работают в системных компаниях, однако, отнимают много времени у руководителя или ответственных сотрудников.
Проблема №2: “ТЕХНИЧЕСКАЯ”
Махинации с топливом, помимо увеличения затрат на ГСМ, влияют на техническое состояние автомобилей. Обслуживание транспорта и его ремонт также входит в важную статью расходов коммерческого автопарка, и махинации с горючим определенно вносят сюда свой вклад.
Виды махинаций по степени вреда для состояния автопарка
Слив напрямую из бака
Простейшая манипуляция с ГСМ. Такой способ “бьет” по карману работодателя, но практически не вредит автомобилю. Водителем завышается расход в путевом листе, а остатки топлива сливаются с помощью шланга.
Слив по «обратке»
Автомобили с дизельными двигателями (в основном, грузовой транспорт) устроены так, что неотработанное горючее, после завершения работы двигателя, возвращается в топливный бак по “шлангу-обратке”. Водители часто врезают в “обратку” тройники, по которым медленно сливается часть дизеля в тару. Такие решения у опытных водителей делаются без вреда для автомобиля и без специального оборудования и осмотра топливной системы, заметить такой шланг практически невозможно. У руководства просто создается впечатление, что автомобиль потребляет много горючего.
Важно отметить, что главный механик должен регулярно проводить осмотр транспортных средств на наличие “врезок” в топливную систему. В том случае, если расход топлива постоянно растет, можно предположить, что главный механик (или другое ответственное лицо) либо работает неэффективно, либо в курсе махинаций водителей.
Накрутка пробега
Водителем накручивается счетчик одометра, чтобы расход фиксировался в больших значениях. На такое списанное горючее покупаются фальшивые чеки, либо разница сливается в канистру.
На рынке огромное количество устройств для накручивания одометра, которые подключаются в прикуриватель или подсоединяются на CAN-шину
При накрутке одометра компания теряет деньги не только на сливе топлива. Из-за фиктивного пробега возрастает частота планового техосмотра и техобслуживания, а также и расходов на них.
Дешевое горючие и подделка чеков
Водитель тратит выданные деньги на дешевое горючее низкого качества. В это время, проверенные АЗС посещаются для того, чтобы покупать фальшивые чеки (при предварительной договоренности с сотрудниками АЗС). Хорошее топливо же сливают себе.
Заправка дешевым топливом плохого качества — самая вредоносная махинация для автопарка. Некачественное горючее приводит к поломкам топливного насоса и износу элементов двигателя.
Контроль заправок, где покупается некачественное топливо
Перекупщики
На трассах встречаются несанкционированные перекупщиков. Такие перекупщики выглядят как грузовой транспорт, припаркованный на обочине и загруженный канистрами с топливом. У таких перекупщиков водители могут купить дешевое горючее сомнительного качества, и продать своё, а разницу положить в карман.
Безымянные АЗС
На известные сети заправочных комплексов топливо привозят напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Поставки тщательно контролируются, в отличие от безымянных АЗС.
Несколько заправок с некачественным топливом мотор выдержит. Если же это регулярная практика, то дальше всё будет зависеть от общего состояния автомобиля. В любом случае, рано или поздно это приведет к дорогостоящему ремонту всей топливной магистрали коммерческого транспорта.
Как предотвратить хищение топлива? Да, это важная проблема, с которой приходится сталкиваться при владении коммерческим автопарком. Проблема носит массовый характер и встречается чаще всего там, где контроля нет или он практически отсутствует.
Контроль расхода с GPS-мониторингом
Начать контроль за коммерческим транспортом можно с GPS-мониторинга. Например, сервис “Где Все?” устанавливается на смартфон сотрудника-водителя в целях того, чтобы контролировать перемещения сотрудника в течение рабочего дня. Сервис фиксирует местоположение с точностью до 5-7 метров, а встроенный одометр показывает, какое реальное расстояние преодолел сотрудник в течение рабочего дня. Сопоставляя ежедневные отчёты водителей, маршруты в “Где Все?” и показатели расхода, можно делать соответствующие выводы о махинациях сотрудников с топливом и регулировать это направление работы.