Слив топлива: чем опасны махинации с ГСМ для автопарков?

01-03-2022

Автопарк компании - это важнейший аспект большинства бизнесов: от логистических и транспортных компаний до служб доставки и снижение издержек, особенно по ГСМ, является критически необходимым действием. Часто собственник бизнеса или руководитель транспортного отдела может видеть такую картину: расходы на ГСМ растут, но эффективность работы либо не меняется, либо вовсе падает. Наиболее очевидный вывод: кто-то сливает топливо и это следует пресечь. В этой статье мы разберем, какие бывают махинации с ГСМ в компаниях и чем они опасны для компании?

Проблема №1: “ОЧЕВИДНАЯ”

Слив топлива = снижение прибыли компании.

В компании с личным автопарком топливо, к сожалению, является самым слабозащищенным продуктом от краж. А вкупе с тем, что ГСМ являются первой статьей расходов по автопарку, то можно сделать вывод, что топливо напрямую влияет на экономическую стабильность предприятия. Так, исследования рынка автоперевозчиков говорят, что более 30% от всего бюджета компания тратит на топливо.

Российские автоперевозчики и вовсе теряют до 40% прибыли на стоимости горючего. Самая распространенная и очевидная причина - незаконный слив топлива. В условиях нестабильности и пандемии, компании увеличивают свои расходы: рост цен на бензин практически не тормозит, а водители с помощью топлива пытаются компенсировать сокращение зарплаты или завышенные KPI.

3 способа проверки водителей

Отсутствие контроля расхода топлива в компании - это практически стопроцентная вероятность воровства горючего. Как в этом убедиться? Для начала следует изменить принцип проверки водителей.

Анализ топливной карты.

Сделайте проверки и анализ информации с топливных карт регулярными. Водитель постоянно заправляется на АЗС вне своего маршрута? Заправки превышают объем бака и не соответствуют расходу? Водитель совершает несколько заправок за день в течение пары часов? Стоит обратить на это внимание.

Сверка пробега с маршрутами

Сравните данные пробега по путевым листам ваших водителей и таблицам учетом рейсов за конкретную дату. Контроль за сотрудником стоит усилить, если расхождение по показателям становится выше 10%.

Регулярный разрыв по данным говорит о том, что водитель «накручивает» одометр в целях повышения мнимого расхода.

Проведение тестовых рейсов

Руководитель или заинтересованный специалист (руководитель службы доставки, сотрудник отдела снабжения) получает задачу на совместные выезды с водителем в рейс фиксацию расхода топлива. После таких рейсов можно сравнить фактический расход для конкретной машины с тем, что указывает водитель. Если показатели тестовых рейсов значительно ниже — будьте уверены, что топливо сливается.

Данные способы хорошо работают в системных компаниях, однако, отнимают много времени у руководителя или ответственных сотрудников.

Проблема №2: “ТЕХНИЧЕСКАЯ”

Махинации с топливом, помимо увеличения затрат на ГСМ, влияют на техническое состояние автомобилей. Обслуживание транспорта и его ремонт также входит в важную статью расходов коммерческого автопарка, и махинации с горючим определенно вносят сюда свой вклад.

Виды махинаций по степени вреда для состояния автопарка

Слив напрямую из бака

Простейшая манипуляция с ГСМ. Такой способ “бьет” по карману работодателя, но практически не вредит автомобилю. Водителем завышается расход в путевом листе, а остатки топлива сливаются с помощью шланга.

Слив по «обратке»

Автомобили с дизельными двигателями (в основном, грузовой транспорт) устроены так, что неотработанное горючее, после завершения работы двигателя, возвращается в топливный бак по “шлангу-обратке”. Водители часто врезают в “обратку” тройники, по которым медленно сливается часть дизеля в тару. Такие решения у опытных водителей делаются без вреда для автомобиля и без специального оборудования и осмотра топливной системы, заметить такой шланг практически невозможно. У руководства просто создается впечатление, что автомобиль потребляет много горючего.

Важно отметить, что главный механик должен регулярно проводить осмотр транспортных средств на наличие “врезок” в топливную систему. В том случае, если расход топлива постоянно растет, можно предположить, что главный механик (или другое ответственное лицо) либо работает неэффективно, либо в курсе махинаций водителей.

Накрутка пробега

Водителем накручивается счетчик одометра, чтобы расход фиксировался в больших значениях. На такое списанное горючее покупаются фальшивые чеки, либо разница сливается в канистру.

На рынке огромное количество устройств для накручивания одометра, которые подключаются в прикуриватель или подсоединяются на CAN-шину

При накрутке одометра компания теряет деньги не только на сливе топлива. Из-за фиктивного пробега возрастает частота планового техосмотра и техобслуживания, а также и расходов на них.

Дешевое горючие и подделка чеков

Водитель тратит выданные деньги на дешевое горючее низкого качества. В это время, проверенные АЗС посещаются для того, чтобы покупать фальшивые чеки (при предварительной договоренности с сотрудниками АЗС). Хорошее топливо же сливают себе.

Заправка дешевым топливом плохого качества — самая вредоносная махинация для автопарка. Некачественное горючее приводит к поломкам топливного насоса и износу элементов двигателя.

Контроль заправок, где покупается некачественное топливо

Перекупщики

На трассах встречаются несанкционированные перекупщиков. Такие перекупщики выглядят как грузовой транспорт, припаркованный на обочине и загруженный канистрами с топливом. У таких перекупщиков водители могут купить дешевое горючее сомнительного качества, и продать своё, а разницу положить в карман.

Безымянные АЗС

На известные сети заправочных комплексов топливо привозят напрямую с нефтеперерабатывающих заводов. Поставки тщательно контролируются, в отличие от безымянных АЗС.

Несколько заправок с некачественным топливом мотор выдержит. Если же это регулярная практика, то дальше всё будет зависеть от общего состояния автомобиля. В любом случае, рано или поздно это приведет к дорогостоящему ремонту всей топливной магистрали коммерческого транспорта.

Как предотвратить хищение топлива? Да, это важная проблема, с которой приходится сталкиваться при владении коммерческим автопарком. Проблема носит массовый характер и встречается чаще всего там, где контроля нет или он практически отсутствует.

Контроль расхода с GPS-мониторингом

Начать контроль за коммерческим транспортом можно с GPS-мониторинга. Например, сервис “Где Все?” устанавливается на смартфон сотрудника-водителя в целях того, чтобы контролировать перемещения сотрудника в течение рабочего дня. Сервис фиксирует местоположение с точностью до 5-7 метров, а встроенный одометр показывает, какое реальное расстояние преодолел сотрудник в течение рабочего дня. Сопоставляя ежедневные отчёты водителей, маршруты в “Где Все?” и показатели расхода, можно делать соответствующие выводы о махинациях сотрудников с топливом и регулировать это направление работы.

Вход

Ещё нет аккаунта ANGIGA? Оставьте заявку и наши менеджеры вас зарегистрируют!